Перейти до основного вмісту

ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру



1 февраля 2013 г. ООН приняла дополнения к Декларации прав ребёнка, связанные с правом ребёнка на игру.
В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры.  Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры  (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является  поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру. IPA  также ставит своей задачей  консолидацию усилий специалистов для  исследования состояния детской игры в разных странах мира.
IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате,  которого были выявлены  следующие тревожные тенденции, касающиеся  детства и детской  игры:
Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и  не учитывают  ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий,  акцент на научных  знаниях  всё более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных   учреждений
Дух нездоровой соревновательности,  успеха и “победы любой ценой”, который царит  на различных детских  соревнованиях и состязаниях
Сворачивание культурных традиций,  маркетизация и коммерциализация детства
Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности. 
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребёнка.  Эта статья  утверждает право ребёнка  «... участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Однако в данной редакции статьи  игра фигурирует  как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр.  При этом специфика игры и её ключевая роль в развитии ребёнка в данной формулировке не акцентируется.
В этой связи в мае 2008 Международная Ассоциация Игры направила в Комитет по Правам Ребенка ООН предложение  о пересмотре Общего Комментария к статье 31 ООН Конвенции о Правах Ребенка.  Предложенное дополнение  должно способствовать  общему для разных стран  пониманию сущности игры и  выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребёнка на игру.   Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки.
В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении.  Игра определяется как добровольная,  спонтанная, свободная детская деятельность,  приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.
Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.Эти меры предусматривают:
- Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей
- Создание условий для  игры и  игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети,  включая больницы, поликлиники, предприятия торговли  и другие социальные учреждения.
- Обеспечение базовых условий  для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.
В образовательных учреждениях необходимо:
- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества  в  игре
- Разработать и осуществить программу исследования  значения игры для детского развития в разных возрастах;  разработать  методы развития и поддержки  игры  и включить их в обучение педагогов,  волонтеров и  всех специалистов, работающих с детьми
- Усилить поддержку игры в начальной школе для  повышения мотивации и эффективности обучения
В семейной и общественной жизни:
- Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды  и  как форма заботы взрослых о детях
- Любая инициатива, способствующая  позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством
- Игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество
- Для детей должна быть создана безопасная  игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.)
Для создания условий для детской игры необходимо:
- Обеспечить специальное место,  время и оборудование  для игры с участием квалифицированных специалистов;  создавать для всех желающих взрослых  программы поддержки игры, позволяющие детям  свободно и творчески играть и  получать  удовольствия от игры
- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов,  социальных  страт,  разных национальностей,  физических и интеллектуальных возможностей
- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек,  провоцирующих насилие, агрессию,   разрушительные действия
- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами  на всех возрастных этапах развития
- Обеспечивать всех детей,  включая детей с  особыми нуждами,  адекватными игрушками, игровыми  материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как  дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.
Планирование  инфраструктуры населенных пунктов должно осуществляться с учётом потребностей детей. Нужды детей должны быть приоритетными  при  планировании пространства жизни людей
- Дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений,  связанных с их непосредственным окружением
- При планировании новых построек и  реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности  детей разных возрастов.  Для этого важно:
* Распространять  имеющиеся знания о роли игры,  о методах её поддержки среди специалистов  и политических  деятелей.
* Выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и  по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды  на детей и семью.
* Создавать условия  для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечить  безопасный доступ к различным  сооружениям, паркам и площадкам.
* Сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.
После включения ООН данных дополнений в  Декларацию о  Правах Ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года Право Ребенка на Игру признаётся приоритетным и отныне отражено в Соглашении по Правам Ребенка.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Коли ти почнеш фарбувати волосся...

Коли ти почнеш фарбувати волосся для того, щоб просто не бути сивою тоді я спитаю «скажи чи вдалося поруч зі мною стати щасливою» коли ти почнеш розбавляти мартіні для того, щоб просто не бути п’яною тоді я спитаю тебЕ на коліні «скажи чи була ти зі мною коханою» і нехай я ніколи не питиму пива і нехай я постійно вставатиму зрАна лиш би тільки почути твоє «я щаслива» лиш би тільки почути твоє «я кохана»... (с ) Dmytro Oryshkevych

Спакувала в валізу іще одну Осінь...

Спакувала в валізу іще одну осінь. Стало важче нести. Стало більше "було". Ще одна павутинка заплуталась в коси, Ще одна борозенка зорала чоло . У букетику "буде" поменшало квітів, У молитвах ранкових побільшало слів. Щиро дякую Богу за рОки прожиті, За щасливі хвилини і ночі без снів. А з-за обрію сонце надії виносить, Будуть вЕсни і літо, і квіти в саду. Ще не фініш, я просто іще одну осінь Спакувала в валізу і далі піду. Спакувала в валізу іще одну Осінь... О.Грейнер

Альберт Эйнштейн - великий аутист

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, - Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности. На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Совершенно н