Для воскресного чтения: Ставят ли ангелов в угол, куда умирают бабушки и как найти правильные ответы на простые вопросы
Мама, ты умрешь?
Вы знаете, что случается с людьми, когда они умирают?
Я
вам скажу: их кладут в гроб, гроб зарывают в землю, там они лежат, и им
снится сон, что они прожили еще одну полную жизнь и опять умерли, и их
опять (уже в том сне) похоронили, и в том сне во сне они увидели и как
будто прожили еще одну жизнь…
А как узнать, что твоя нынешняя жизнь настоящая, а не сон во гробе?
Да никак! Но ведь разницы-то никакой нету!
А знаете ли вы, почему йод щиплет, когда им царапину на руке мажут?
Я
вам и это скажу: йод щиплет потому, что он убивает микробов, которые
вокруг царапины собрались. Микробы — это такие маленькие зверюшки, и
когда они погибают от йода, они все разом своими маленькими зубками с
последней злостью вцепляются в руку. Оттого и больно.
А теперь вы спросите: а откуда же я-то все это знаю?
Тут
все дело в том, что когда-то давно я собиралась писать диссертацию по
психологии. Сдала какие-то экзамены (научного коммунизма, кажется, уже
не было, его я в свои биологические времена сдавала), собрала материал…
Но так все и не закончила: сделалось вдруг жутко лень тратить пару лет
жизни и оформлять что-то «во имя грызущей критики мышей». Впоследствии
вместо диссера написала пару книг по психологии для родителей и тем
закрыла гештальт — надеюсь, что они-то как раз кому-нибудь и
пригодились.
Между тем тема моего несостоявшегося диссера была
довольно интересной и где-то даже спорной прямо по сути (во всяком
случае, некоторое ворчание ученой психологической братии на ее
утверждении было отчетливо слышно). Я собиралась изучать формирование
первого мировоззрения у детей. Причем не у каких-нибудь там подростков,
а у детей четырех-пяти лет.
Однако, согласно некоторым взглядам,
у детей вообще нет мировоззрения. Якобы оно полностью формируется
только тогда, когда человек становится взрослым (сразу хочется
спросить: а когда это? У взрослых у всех оно есть?).
Мне видится тут
некая не состыковка. Мировоззрение необходимо, чтобы объяснить мир,
составить себе некое представление о том, как он устроен, определить в
нем свое место. А что же, детям все это не нужно?
На мой взгляд,
нужно, и еще как! Ведь ребенку с его стремительно развивающимся мозгом,
пробуждающейся фантазией и обрушивающейся на него каждый день лавиной
новой информации, как воздух, нужна какая-то система, чтобы справиться
со всем этим.
Где бывает днем та страна, в которой мы
оказываемся, когда засыпаем? Когда я сплю и вижу во сне свою собаку,
где она на самом деле — в моем сне или на коврике? Остается ли мое
изображение в зеркале, когда я ухожу из комнаты? Что оно там делает,
пока меня нет? Оживают ли игрушки, когда мы на них не смотрим? Я вот
много раз оставляла куклу и медведя вечером на одном месте, а утром они
оказывались немного на другом, а ведь их никто не трогал… Правда ли,
что все люди умрут? И моя мама тоже умрет? И я умру? А где я тогда
буду? И куда умерла бабушка? Туда же, куда наша кошка Муся, или в
какое-то другое место? Но ведь Муся и бабушка будут там скучать друг
без друга… Дедушка, а ты помнишь, как человек от обезьяны произошел? А
если ребенок умирает, так ангелов потом, наверное, в угол ставят?
Почему бабушка умерла, а ее запах остался? Чтобы я нюхал и по ней не
плакал? Зачем люди старятся? Чтобы умирать не обидно было? Почему люди
не ложатся в зимнюю спячку, как медведи? Чтобы Новый год не пропустить?
Все
эти вопросы и «объяснялки» в начале поста — из материалов, собранных
мною. Их авторам от четырех до пяти с половиной лет. Именно в этом
возрасте начинается первое «экзистенциальное» вопрошание мира и
происходит формирование первой объясняющей мир картины. Причем надо
учесть, что у ребенка этих лет еще почти ничего нет: нет книг, нет
религии, нет учителя. Только родители и внезапно разверзшаяся прямо под
ногами экзистенциальная бездна.
— Мама, а ты умрешь?!
Именно
этот вопрос, как правило, маркирует начавшийся первый
мировоззренческий кризис. Ужас грядущей и неизбежной смерти матери в
глазах ребенка нельзя сравнить вообще ни с чем. И переживание это столь
сильно, что ребенок, вообще-то в данном возрасте склонный
самостоятельно реализовывать исследовательскую программу (если,
конечно, ему дают это делать), как правило, выходит с этим вопросом к
взрослым членам семьи. Далеко не все люди помнят этот кризисный период
своей жизни (по моим наблюдениям, приблизительно каждый
восьмой-десятый). Но если живы родители, можно спросить у них: они-то,
скорее всего, не забыли.
Об этом кризисе не говорят, к нему (в
отличие, допустим, от подросткового) никто и нигде родителей (молодых
родителей — это надо отметить!) не готовит. А ответственность здесь
поистине колоссальная (кризис-то ранний, потом, если что не так, все в
подсознание уходит), и вся — на них.
— А если бы меня в том
магазине, где детей дают, долго никто не брал, меня бы на помойку
выбросили, как у нас во дворе кошек и собаку Шарика?
Мать молчит в растерянности.
Старший брат (7,5 лет):
— Нет, зачем на помойку? Ты бы со скидкой пошел.
Долго думает, потом говорит:
— Все равно, мама, давай на ту помойку сходим, вдруг нас там кто-то ждет?
В
чем тут подвох? Первый вариант: родители часто не замечают
мировоззренческого кризиса у ребенка или принимают его за что-то другое.
Приходят к психологу, невропатологу или даже педиатру с частными
жалобами: «он что-то стал плохо спать, просыпается, кричит», «диатез
обострился», «страхи у нас, и все больше и больше», «не отпускает меня
от себя, плачет, даже в туалете не могу закрыться» — и получают такие же
частные рекомендации: «попейте корень пиона», «обследуйтесь у
иммунолога», «нарисуйте страхи», «обозначьте границы, не то он вам на
голову сядет».
Второй вариант: родители видят и понимают, что
запрашивает у них ребенок, но не знают, что ему отвечать (не могут
обозначить свое собственное мировоззрение), и пытаются отшутиться,
отвертеться, «спустить на тормозах» проблемы ребенка.
— Мама, а на небе дети родятся?
Мать молчит, думает.
Отец:
— У христиан нет, сынок, а у мусульман, наверное, да, у них там гурии…
Ребенок растерянно:
— А мы?
Отец:
— А мы все травкой прорастем…
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку пройти данный кризис максимально успешно?
- Как-то обозначить свое собственное мировоззрение, не дожидаясь, когда вашему ребенку исполнится четыре года.
- Быть внимательным, не пропустить момент.
- Формулировать все очень кратко, без подробностей.
- Быть честным (если вы сами считаете, что все травкой прорастем, не надо ребенку про небеса вкручивать, и наоборот).
Какие бывают осложнения (в результате кризис не пройден или пройден «криво»):
-
Ребенок замкнут и недоверчив, на родителей с вопросом не вышел.
Пережил все в себе, остался в экзистенциальном одиночестве, с
причудами, страхами и непонятками.
- Ребенок с воображением, родители переборщили с подробностями, вызвали лавину страхов и буйных фантазий. «Остапа понесло».
-
Ребенок педагогически запущен или слегка отстает в развитии,
исследовательская программа работает слабо (часто не только в
неблагополучных, но и в очень благополучных семьях, где ребенка все
время развлекают, не дают ему остаться самому с собой) — вопрос смазан,
не встал, картина мира не сформировалась.
Что, возможно, будет из этих осложнений в дальнейшем?
В
первом случае возможно формирование философски ориентированного
недоверчивого интроверта, который будет много, долго и глубоко
обдумывать все, что ему подвернется. Иногда в быту маскируются под
веселых экстравертов (компенсация).
Во втором случае, если есть
творческие способности, возможно их гиперразвитие: актеры, поэты,
аферисты. Группа социального риска по всем зависимостям.
Третий
случай, на мой взгляд, самый тяжелый. Человек живет с постоянным
ощущением, что все его взгляды, принципы, обобщения и т. д. выстроены на
песке. Внушаем. Легко меняет взгляды. Легко «прислоняется» к любым
религиям или идейным движениям, но ни в одном из них не находит полного
удовлетворения. Неустойчивая самооценка, малая инициативность. Попадая
в толпу, заряжаясь от нее, становится агрессивным.
Что делать,
если речь идет не о четырех-пятилетнем ребенке, а о взрослом человеке?
Поскольку кризис ранний, то самому вытащить его на поверхность очень
сложно, надо обращаться к специалисту. Если специалист «зацепит»
проблему, то решить ее можно: последовательно пройти все
экзистенциальные кризисы до нынешнего возраста и сформировать-таки
картину мира.
Но куда лучше и проще профилактика! Поэтому, родители, пожалуйста, будьте внимательны!
Подробно прочесть и поучаствовать в дискуссии можно здесь: http://www.snob.ru/selected/entry/49132
Автор - Катерина Мурашова
Коментарі
Дописати коментар