Перейти до основного вмісту

О смертном грехе: о зависти


С удовольствием прочла монографию профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук Юрия Щербатых «Семь смертных грехов, или психология для верующих и неверующих" (М.: АСТ, 2009). В настоящее время грехи это -  зависть, гордыня, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние. Автор детально разбирает каждый из них. 


Такие грехи ведут к погибели души согласно религиозному учению. Вообще первое упоминание о грехах можно найти в древнеегипетской Книге Мертвых, созданной четыре тысячи лет назад. Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние. И если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан.  Вопреки распространенному заблуждению Библия не содержит точного перечня смертных грехов. И мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими, исходя из заветов Моисея (Десять заповедей) и Иисуса Христа (Нагорная проповедь). При этом Моисей в своих Заповедях упомянул только похоть и зависть, а Христос обличил гнев, похоть и алчность. Первоначальный список смертных грехов появился в трудах Евагрия Понтийского, и было их там восемь, но потом печаль заменили на зависть, а тщеславие объединили с гордостью. В такой редакции список появился в VII веке в трудах Папы Григория Великого. А окончательно концепция смертных грехов получила всеобщее распространение после работ известного богослова Фомы Аквинского (XIII век) - обман, воровство и убийство, которые строго осуждал Моисей, не попали в список.
Автор монографии предложил первым поставить зависть. Это самое вредное чувство! Если похоть, обжорство, гордыня доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих жизнь. Она превращает все хорошее в плохое, радость окружающих - в собственное раздражение, успехи и преимущества других - в чувство собственной ущербности. Кроме того, если люди порой бравируют своими другими грехами, то свою зависть стараются скрывать. Ведь она есть явное признание бессилия человека получить то, что есть у другого. А в своей слабости и беспомощности никто признаваться не любит.

Юрий Щербатых пишет, что у зависти оттенков много. Она же бывает не только «черной», рождающей тупую злобу, но и «белой» - то есть с преобладанием радости за другого человека. Кстати, по-латыни слово «зависть» звучит livor - «синева». Древние римляне говорили «посинел» от зависти, в то время как русские - «позеленел». А в Китае зависть имеет красный цвет, потому что ее там называют «болезнью красных глаз».



Кстати, по данным социологических исследований, начиная с 60 лет люди меньше завидуют. Может быть, это связано с тем, что пожилые наконец начинают ценить жизнь за ее простые радости. Меньше предъявляют к ней претензий за то, что судьба, по их мнению, им недодала. Больше же всего недовольны распределением благ молодые люди от 18 до 25 лет. Им хочется «всего и сразу», и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны.
 Данные социологов европейских стран, в том числе и России, показывают, что женщины больше всего завидуют вниманию мужчин к другим женщинам. На втором месте у них - социальный статус, зарплата, машина. Мужская половина более чувствительно реагирует на карьерный взлет приятелей, их материальный успех, престижную марку автомобиля, размер коттеджа, славу.
По мнению автора, существуют две версии ее возникновения - врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть - это некая генетическая программа наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Сторонники этой теории считают: те древние люди, которые завидовали своим соплеменникам, имели больше стимулов для самосовершенствования. Соответственно у них было больше шансов выжить и передать «гены зависти» своим потомкам. Например, один древний охотник завидовал другому, более удачливому, и старался сделать себе более совершенное копье или лук, потом упорно преследовал добычу и, в конце концов, победителем приходил в племя. Или женщина завидовала красоте соперницы и старалась ее превзойти. Украшала себя, старалась приготовить более вкусную пищу или была более ласкова с мужчиной, который ей нравился, и в результате имела от него детей.
Теория «социального научения» получила гораздо больше сторонников, потому что считает: зависти человек учится в процессе социальной жизни. Когда родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать своего ребенка с другими детьми - более успешными, с их точки зрения, то в результате они невольно и засевают чистую душу ребенка семенами греха зависти. В результате ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, причем сравнение получается не в его пользу. Возникает недовольство собой и, как следствие, негативное отношение к тому, кого взяли примером.
В тоже время, сколько бы несчастий ни посылал завистник на голову счастливца, вся его злоба остается в нем самом, подтачивая его силы и здоровье. Ведь зависть, как и любая другая отрицательная эмоция, активирует симпатическую нервную систему, которая заставляет напрягаться мышцы, учащает пульс, повышает артериальное давление и нарушает нормальную работу пищеварительной системы.
- Этак и до гипертонии или язвы желудка можно дойти?
- Конечно! Поэтому, прежде чем завидовать кому-то, нужно спросить себя: «Разве я хочу испортить себе здоровье? Мало того что у меня нет того, из-за чего я завидую, так еще и здоровья лишусь». Если вы хотите чем-то досадить другому человеку, который, по вашему мнению, получил от жизни слишком много, то нет лучшего средства, чем стать более здоровым, чем он, более богатым и успешным.
Хорошо, когда зависть конструктивная, соревновательная. Но если не хватает сил и желания преуспеть, то это чувство быстро «чернеет». Самый яркий пример - легенда о Сальери, который не стал совершенствовать свой дар, а взял и отравил Моцарта.
Как излечиться от этого порока?

  • Научитесь контролировать свои мысли. Задайте себе вопрос: «Зачем я буду испытывать негативные эмоции? Что мне это даст?»
  • Следует осознать, что нельзя судить о благополучии человека только по каким-то его внешним признакам. Фасад чужой жизни нередко бывает лживым или сильно приукрашенным.
  • Необходимо признать тот факт, что богатство и успех пришли к объекту вашей зависти в результате тяжелого многолетнего труда. А не свалились с неба просто так.
  • Надо прекратить сравнивать себя с другими, более успешными, и сосредоточиться на собственной уникальности. Позвольте другим быть ими, а себе - собой. Со всеми недостатками и достоинствами.
  • Подумайте, в какой профессии вы будете настоящим мастером, возьмите себе лозунгом «Догнать и перегнать», и тогда вам будут завидовать, а не вы. Источник: http://kp.ru/daily/24437.5/604087 
  • Кстати, по ссылке можно посмотреть анализ остальных пороков.  Очень интересное и познавательное чтение.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Коли ти почнеш фарбувати волосся...

Коли ти почнеш фарбувати волосся для того, щоб просто не бути сивою тоді я спитаю «скажи чи вдалося поруч зі мною стати щасливою» коли ти почнеш розбавляти мартіні для того, щоб просто не бути п’яною тоді я спитаю тебЕ на коліні «скажи чи була ти зі мною коханою» і нехай я ніколи не питиму пива і нехай я постійно вставатиму зрАна лиш би тільки почути твоє «я щаслива» лиш би тільки почути твоє «я кохана»... (с ) Dmytro Oryshkevych

Спакувала в валізу іще одну Осінь...

Спакувала в валізу іще одну осінь. Стало важче нести. Стало більше "було". Ще одна павутинка заплуталась в коси, Ще одна борозенка зорала чоло . У букетику "буде" поменшало квітів, У молитвах ранкових побільшало слів. Щиро дякую Богу за рОки прожиті, За щасливі хвилини і ночі без снів. А з-за обрію сонце надії виносить, Будуть вЕсни і літо, і квіти в саду. Ще не фініш, я просто іще одну осінь Спакувала в валізу і далі піду. Спакувала в валізу іще одну Осінь... О.Грейнер

Альберт Эйнштейн - великий аутист

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, - Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности. На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Совершенно н