Для воскресного чтения: Мир намного дороже правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина
Клевета и злословие лживы. Все знают, что это
безнравственно и, в общем-то, незаконно. Однако очень многие не видят ничего
аморального в злых словах, если они правдивы.
По еврейскому закону, это неверно. На иврите
запрещенная речь о ком-либо называется «ля-шон а-ра» (буквально — «злой
язык»), и сюда относят любые высказывания, которые, хотя и правдивы, могут
принести вред человеку. Так, нельзя рассказывать знакомым, что
такой-то ест, как свинья, неразборчив в связях и ленив, даже если это правда.
Иногда сложно придерживаться этого строгого
правила. Даже в Талмуде признается, что практически каждый, по крайней мере,
один раз в день нарушит этот закон этики речи. Тем не менее те, кто старается
следовать этому учению, вскоре начинают отзываться о других людях гораздо
благосклоннее.
Сплетничая, многие из нас нарушают Золотое
Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой».
Например, вы случайно услыхали, как кто-то говорит о вас. Что бы вам меньше
всего хотелось услышать? Как обсуждают недостатки вашего характера или интимные
подробности жизни? Но когда мы говорим о других, то почему-то обсуждаем именно
это.
Не рассказывайте людям то плохое, что слышали
о них.
Как говорил Б.Паскаль, великий философ XVII
века: «Я считаю неопровержимым следующий факт: если б только люди знали, что о
них говорят другие, в мире не было бы и четырех друзей».
Марк Твен подчеркивал, что плохие слова могут
принести много боли: «Чтобы задеть вас за живое, ваш враг должен объединиться с
вашим другом. Один будет клеветать на вас, другой — рассказывать вам об этом».
В Торе говорится, что неправильно передавать
людям все плохое, что о них было сказано. Сам Бог воздерживается от этого.
Брейшит рассказывает о трех ангелах, пришедших в дом Авраама с важной
новостью: Сара, престарелая жена его, родит ему первенца. Услышав это, Сара рассмеялась,
сказав: «После того как я состарилась, помолодею я? Да и господин мой стар».
Господь явился Аврааму и спросил: «Отчего смеялась Сара, сказав: «неужели я
действительно рожу? Ведь я состарилась».
Раввины были поражены тем, что Бог сказал, и
тем, о чём он умолчал. Передавая мысль Сары, он опустил последние слова «Да и
господин мой стар». Авраам действительно был стар, но Бог опасался, что Авраам
будет возмущен словами Сары.
Поэтому Раввины, писавшие Талмуд, пришли к
выводу: «Как важен мир между людьми! Ведь ради него даже Бог смягчает правду».
Конечно, в некоторых случаях бывает необходимо
рассказать человеку, что о нем говорят. Например, вы слышите, что кого-то
незаслуженно обвиняют. Вы не только должны выступить в его защиту, но и
предупредить человека, которого оклеветали. Но такие случаи редки. Без
серьезных причин не разрешается рассказывать о плохом.
Еврейская этика запрещает ложь, но вам разрешено
сказать не всю правду, когда кто-либо спрашивает: «Что такой-то говорил обо
мне?». Если вы знаете, что ваш ответ обидит человека или вызовет злость, вы
можете опустить некоторые детали. Так сделал Бог во время разговора с Авраамом.
Если спрашивающий продолжает настаивать, вы можете ответить, что ничего
плохого не было сказано. Проще говоря, Мир намного дороже правды, за
исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина.
Коментарі
Дописати коментар