Перейти до основного вмісту

Для воскресного чтения: Мир намного дороже правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина




 Клевета и злословие лживы. Все знают, что это безнравственно и, в общем-то, незаконно. Однако очень многие не видят ничего аморального в злых словах, если они правдивы.
По еврейскому закону, это неверно. На иври­те запрещенная речь о ком-либо называется «ля-шон а-ра» (буквально — «злой язык»), и сюда от­носят любые высказывания, которые, хотя и прав­дивы, могут принести вред человеку. Так, нельзя рассказывать знакомым, что такой-то ест, как сви­нья, неразборчив в связях и ленив, даже если это правда.
Иногда сложно придерживаться этого строго­го правила. Даже в Талмуде признается, что прак­тически каждый, по крайней мере, один раз в день нарушит этот закон этики речи. Тем не менее те, кто старается следовать этому учению, вскоре на­чинают отзываться о других людях гораздо благо­склоннее.
Сплетничая, многие из нас нарушают Золотое Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой». Например, вы случай­но услыхали, как кто-то говорит о вас. Что бы вам меньше всего хотелось услышать? Как обсуждают недостатки вашего характера или интимные под­робности жизни? Но когда мы говорим о других, то почему-то обсуждаем именно это.
Не рассказывайте людям то плохое, что слы­шали о них.
Как говорил Б.Паскаль, вели­кий философ XVII века: «Я считаю неопровер­жимым следующий факт: если б только люди знали, что о них говорят другие, в мире не было бы и четырех друзей».
Марк Твен подчеркивал, что плохие слова мо­гут принести много боли: «Чтобы задеть вас за живое, ваш враг должен объединиться с вашим другом. Один будет клеветать на вас, другой — рас­сказывать вам об этом».
В Торе говорится, что неправильно переда­вать людям все плохое, что о них было сказано. Сам Бог воздерживается от этого. Брейшит рас­сказывает о трех ангелах, пришедших в дом Ав­раама с важной новостью: Сара, престарелая жена его, родит ему первенца. Услышав это, Сара рас­смеялась, сказав: «После того как я состарилась, помолодею я? Да и господин мой стар». Господь явился Аврааму и спросил: «Отчего смеялась Сара, сказав: «неужели я действительно рожу? Ведь я состарилась».
Раввины были поражены тем, что Бог ска­зал, и тем, о чём он умолчал. Передавая мысль Сары, он опустил последние слова «Да и госпо­дин мой стар». Авраам действительно был стар, но Бог опасался, что Авраам будет возмущен словами Сары.
Поэтому Раввины, писавшие Талмуд, пришли к выводу: «Как важен мир между людьми! Ведь ради него даже Бог смягчает правду».
Конечно, в некоторых случаях бывает необ­ходимо рассказать человеку, что о нем говорят. Например, вы слышите, что кого-то незаслужен­но обвиняют. Вы не только должны выступить в его защиту, но и предупредить человека, кото­рого оклеветали. Но такие случаи редки. Без серьезных причин не разрешается рассказывать о плохом.

Еврейская этика запрещает ложь, но вам раз­решено сказать не всю правду, когда кто-либо спра­шивает: «Что такой-то говорил обо мне?». Если вы знаете, что ваш ответ обидит человека или вызовет злость, вы можете опустить некоторые детали. Так сделал Бог во время разговора с Авраамом. Если спрашивающий продолжает настаивать, вы може­те ответить, что ничего плохого не было сказано. Проще говоря, Мир намного дороже правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина.
 



 Клевета и злословие на иврите называются «моци шем ра» (дать плохое имя) и считаются самым серьезным наруше­нием еврейского закона об этике речи.

Из книги: Абрамович М.Л. Бизнес по-еврейски : 67 золотых правил / М.Л. Абрамович. — Изд. 6-е. — Ростов н/Д : Фе­никс, 2007. — 154 с.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Спакувала в валізу іще одну Осінь...

Спакувала в валізу іще одну осінь. Стало важче нести. Стало більше "було". Ще одна павутинка заплуталась в коси, Ще одна борозенка зорала чоло . У букетику "буде" поменшало квітів, У молитвах ранкових побільшало слів. Щиро дякую Богу за рОки прожиті, За щасливі хвилини і ночі без снів. А з-за обрію сонце надії виносить, Будуть вЕсни і літо, і квіти в саду. Ще не фініш, я просто іще одну осінь Спакувала в валізу і далі піду. Спакувала в валізу іще одну Осінь... О.Грейнер

Альберт Эйнштейн - великий аутист

В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, - Ньютон, Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие. Эйнштейн в детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те же предложения. Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии. Не мог вписаться в каноны обучения и карьеры. Ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы. Политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог. Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро в Берне. Именно там чиновник выполнил работы по специальной теории относительности. На протяжении всей жизни Эйнштейн не умел обеспечивать себе средства к существованию общепринятым путем. Для аутичных личностей это не редкость. Совершенно н...

"Кричали ледарі: "Нам лідера! Хоч поганенького! Аби!"

З днем народження, вельмишановна пані Ліно!    "Кричали ледарі: "Нам лідера! Хоч поганенького! Аби!" На цю біду немає лікаря... Не дай Бог, бути лідером юрби! Шакали знову ошукали, тепер вони вже не шакали, тепер вони: то "за", то "проти", то шахраї, то патріоти. Доборолися! Добалакались! Досварилися, аж гримить! Україно, чи ти була колись незалежною хоч на мить: від кайданів, що волю сковують, від копит, що у душу б'ють, від чужих, що тебе скуповують, і своїх, що тебе продають?! Популяція! Нація! Маси! І сьогодні, і вчора, й колись українського пекла гримаси упеклися мені. Упеклись! Весь цей розбрат, і рейвах, і ремство, і віки без голів'я вогонь, - хай він спалить усе це нікчемство, українського пекла вогонь!"                    Л. Костенко