Для воскресного чтения: Цель – не просто убить одного человека, а сломать другого человека и заставить людей убивать друг друга...
![]() |
Картина Эдварда Мунка «Крик» |
Предлагаю только отрывки из книги Беттельгейма Бруно "Просвещенное сердце" (Исследование психологических последствий существования в экстремальных условиях страха и террора).
Книгу можно по ссылке прочесть в интернете. http://www.opentextnn.ru/man/?id=4019
Потрясло то, как много похожего в реалиях сегодняшнего дня... |
Беттельгейм в книге «Просвещенное сердце» описывает случай в концлагере. Эсесовец замечает двух работяг, работающих в полсилы.
Он закипает гневом и приказывает этим двум копать могилу и лечь в нее. Те
исполняют. Потом эсесовец ищет исполнителя казни и находит взглядом некоего
польского князя из «бывших». (Люди с отметиной благородства в Содоме выживают
хуже всех. Их быстро замечают и быстро уничтожают. Содому нужны только
представители усредненного человечества.)
– Закапывай их, – говорит офицер бывшему князю.
– Не буду, – отвечает узник.
Следует удар прикладом в лицо.
– Закапывай!
– Не буду.
Еще удар. Поляк непреклонен.
– Хорошо, – говорит офицер. – Вы двое – марш наверх.
Те вылезают.
– Ложись! – звучит команда. И поляк ложится на место тех двух.
– Закапывайте его!
Приказ обращен к тем двум, которые только что лежали в вырытой ими могиле. Они
бодро забрасывают землей поляка. Когда тот уже совсем покрыт комьями грунта,
звучит команда: «Хальт!»
– Ты, – обращаясь к поляку, говорит немец, – вылезай! Вы двое – обратно в
могилу!
– Закапывай их, – опять говорит поляку немец. И на сей раз только что вылезший
из земли поляк закапывает этих двух до конца, до смерти, под завязку.
Цель
достигнута. Цель – не просто убить одного человека, а сломать другого человека
и заставить людей убивать друг друга. Это – Содом. Это умное и холодное
торжество зла.
Cопротивление
– Закапывай их, – говорит офицер бывшему князю.
– Не буду, – отвечает узник.
Следует удар прикладом в лицо.
– Закапывай!
– Не буду.
Еще удар. Поляк непреклонен.
– Хорошо, – говорит офицер. – Вы двое – марш наверх.
Те вылезают.
– Ложись! – звучит команда. И поляк ложится на место тех двух.
– Закапывайте его!
Приказ обращен к тем двум, которые только что лежали в вырытой ими могиле. Они бодро забрасывают землей поляка. Когда тот уже совсем покрыт комьями грунта, звучит команда: «Хальт!»
– Ты, – обращаясь к поляку, говорит немец, – вылезай! Вы двое – обратно в могилу!
– Закапывай их, – опять говорит поляку немец. И на сей раз только что вылезший из земли поляк закапывает этих двух до конца, до смерти, под завязку.
Действительно ли ни один из обреченных на смерть людей не
сопротивлялся? Неужели никто не предпочел умереть, борясь против СС?
Увы, только очень немногие. К ним принадлежит, например, двенадцатая
зондеркоманда — одна из тех, которые работали в газовых камерах.
Заключенные в этих командах знали свою участь, так как первой их задачей
всегда была кремация тел предыдущей команды, уничтоженной за несколько
часов до этого.
Во время бунта двенадцатой зондеркоманды было убито 70 эсэсовцев, в
том числе один офицер и 17 унтер-офицеров, полностью выведен из строя
один крематорий и серьезно повреждены несколько других. Правда, все 853
члена команды погибли. Но соотношение эсэсовцев и заключенных 1:10 —
гораздо больше, чем в обычном концентрационном лагере.
Единственная восставшая зондеркоманда, нанесшая врагу столь
большой урон, погибла почти так же, как все остальные. Почему же тогда
миллионы других заключенных, имея перед собой такие примеры, шли, не
сопротивляясь, к своей смерти? Почему лишь немногие гибли как люди, как
эта единственная из многих команда? Почему остальные команды не
восстали, а пошли сами на смерть? Или — чем тогда вызвано исключение?
Возможно, еще один замечательный пример самоутверждения способен
прояснить этот вопрос. Однажды группа заключенных, уже раздетых догола,
была выстроена перед входом в газовую камеру. Каким-то образом
распоряжавшийся там эсэсовец узнал, что одна из заключенных была в
прошлом танцовщицей, и приказал ей станцевать для него. Женщина начала
танцевать, во время танца приблизилась к эсэсовцу, выхватила у него
пистолет и застрелила его. Она, конечно, была тут же убита.
Может быть, танец позволил ей снова почувствовать себя человеком?
Она была выделена из толпы, от нее потребовалось сделать то, в чем
раньше было ее призвание. Танцуя, она перестала быть номером, безличным
заключенным, стала как прежде танцовщицей. В этот момент в ней
возродилось ее прежнее «я», и она уничтожила врага, пусть даже ценой
собственной жизни.
Несмотря на сотни тысяч живых трупов, безропотно шедших к своей
могиле, один этот пример, а были и другие подобные случаи, показывает,
что если мы сами решаем перестать быть частью системы, прежняя личность
может быть восстановлена в одно мгновение. Воспользовавшись последней
свободой каждого, которую не может отобрать даже концентрационный лагерь
— самому воспринимать и оценивать свою жизнь, — эта танцовщица
вырвалась из тюрьмы. Она сама захотела рискнуть жизнью ради того, чтобы
вернуть свою личность. Поступая так же, мы, даже если не сумеем жить, то
хотя бы умрем как люди.
Коментарі
Дописати коментар