ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА (эффект Розенталя) - связан с ожиданиями
экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся,
то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность,
что он как-то невольно и незаметно передаст свои ожидания испытуемым, и это
может повлиять на их поведение. Американский психолог Розенталь назвал так
явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в
обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации,
непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение. Чтобы
устранить эффект Пигмалиона, разделение испытуемых на группу экспериментальную
и группу контрольную должно производиться без ведома экспериментатора.
Использование компьютеров для считывания и переработки данных тоже ограничивают
вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность (С.Ю. Головин.
Словарь практического психолога).
История вопроса
Мифологический царь Кипра и, по совместительству,
греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной
красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нём
замечательных достоинств. Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из
земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял. Назвав свое
творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей
из слоновой кости, любуясь её нагими прелестями, одаривая её щедрыми дарами,
шепча нежные слова любви…
![]() |
Галатея. Jean-Leon Gerome, 1882. |
Или, проще говоря, когда мы твёрдо убеждены в
достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что
эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным
доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году
американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.
Дети Розенталя
Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного
года явились в одну из школ Сан-Франциско для того, чтобы определить уровень
интеллекта учащихся. В результате, в каждом из классов ими было отобрано по
несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися
умственными способностями. «Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, —
в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!»
— заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь. У педагогов был
повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили
в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к
умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и
«звёзд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» —
рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных
результатов.
Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ
психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда
в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу
с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые
дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий
уровень IQ!
То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так,
школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных
учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в
свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли
значительных результатов. Одним словом, что
хочешь – то и получишь.
Особенно это касается детей из неблагополучных семей,
от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие
ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко,
стоит иногда авансом похвалить такого ребёнка, поверить в него, как, окрыленный
этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.
Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях.
Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными
сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент
благополучно излечится от болезни, – тоже так или иначе, создают особый
микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента
растёт, а его успехи – множатся.
Автор - Лилия Илюшина
Коментарі
Дописати коментар